За последнее время участились обращения к школьным психологам от родителей и учителей из-за детей, которые имеют очевидные нарушения поведения и имеют большую вероятность попадания в «группу риска». Признаки гиперактивности можно наблюдать с самого раннего детства, как только ребенок начинает ползать. Создается иногда такое впечатление, что у чада вечный двигатель, он требует к себе повышенного внимание, все ему интересно везде он лезет и пытается во всем принять участие, беспокойно и мало спит. При вступлении в детский сад начинаются жалобы не только со стороны воспитателей, но и со стороны родителей других малышей. В младших классах школы эта проблема усугубляется тем, что ребенок плохо усваивает школьную программу из-за невнимательности и плохой концентрации, иногда проявляя признаки вербальной и невербальной агрессии. И тогда у родителей возникает вопрос: «Что же делать?». Просто нужно придерживаться простым правилам и тогда «гиперактивный» ребенок вырастет здоровой и самодостаточной личностью.
В построении взаимоотношений с ребенком очень важно сохранять «позитивную модель» общения. При любом удобном случае хвалить, но только когда он заслужит. Обязательно помнить, что гиперактивные дети пренебрегают замечания, а критику в свой адрес воспринимают достаточно агрессивно, но восприимчивы к самой незначительной похвале и ободрению.
Отказаться от какого бы то ни было вида физических наказаний. Формирование отношений должно происходить на фундаменте взаимного доверия, а не страха. Малыш должен ощущать поддержку со стороны родителей и не боятся обратиться за советом.
В повседневной жизни малыша должен присутствовать режим и стабильность. Важно распределить обязанности по дому таким способом, что бы и у ребенка по его силам была работа, за которую он будет нести ответственность (вынести мусор, выгулять собаку). И не делать ее за него, как бы он не просил и не манипулировал.
Нужно обговаривать
правила поведения и общения, что можно, а что нет. В качестве поощрения и наказания модно придумать какую-нибудь знаковую систему или рейтинговую таблицу.
Вызывающее и демонстративное поведение – это лишь способ привлечь к себе внимание. Родителям нужно больше времени проводить с ребенком, учить, показывать пример спокойного и благополучного общения с другими людьми. Стараться направить неиссякаемую энергию ребенка в позитивное русло. Гулять на свежем воздухе, играть в активные игры, возможно, записать ребенка в какую-нибудь спортивную секцию. Делать упражнения направленные на концентрацию внимания.